Щуко́ Владимир Алексеевич (1878-1939), архитектор, театральный художник. Создал (совместно с В. Г. Гельфрейхом) ряд крупных общественных сооружений: пропилеи Смольного в Ленинграде (1923-25), новое здание Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) в Москве (1928-40), Драматический театр в Ростове-на-Дону (1930-35). Среди театральных работ - оформление спектакля «Борис Годунов» (1937) в Малом театре в Москве.
* * *
ЩУКО Владимир Алексеевич - ЩУКО́ Владимир Алексеевич [5 (17) июля 1878, Тамбов - 18 января 1939, Москва], российский архитектор.
Архитектор-художник
Учился в петербургской Академии художеств (1896-1904) под руководством И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович), Л. Н. Бенуа (см. БЕНУА Леонтий Николаевич), его старшими товарищами были И. В. Жолтовский (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович) и А. В. Щусев (см. ЩУСЕВ Алексей Викторович). Увлекался живописью и в 1901 принял участие в экспедиции на Шпицберген, где сделал серию графических работ и картин. В 1903 совершил поездку по древним русским городам (Псков, Новгород, Ростов Великий и др.), где изучал архитектуру и много рисовал. Окончив Академию художеств с правом на заграничную командировку и получив звание архитектора-художника, по совету Жолтовского и Щусева выбрал маршрут Константинополь-Греция-Италия. Увлекся архитектурой Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа). С 1911 академик архитектуры.
В Ленинграде
Одной из ранних работ Щуко было проектирование и строительство доходных домов на Каменноостровском проспекте (так называемых Домов Маркова, № 63 и 65, - их первоначальный проект принадлежал военному инженеру К. В. Маркову, отсюда и название), отличающихся оригинальной композицией 5-этажных фасадов с асимметричными ризалитами (см. РИЗАЛИТ), угловыми лоджиями и ордерными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА). Главный фасад дома № 65 (в 1910-х гг. в этом доме жил сам архитектор) с колоннадой стал прототипом многих жилых и общественных зданий.
Первой крупной архитектурной работой советского времени был проект Дома культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде (1920). В 1922 совместно с архитектором В. Г. Гельфрейхом (см. ГЕЛЬФРЕЙХ Владимир Георгиевич), с которым его связывала творческая дружба, выполнил проект пропилей (см. ПРОПИЛЕИ (в архитектуре)) Смольного дворца, три подстанции Волховской ГЭС (1823-25), клуб завода «Большевик» (1927), общую композицию и архитектурную часть памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1926) и перед Смольным (см. СМОЛЬНЫЙ) (1927). Проекты памятников Ленину делает в разных городах, в том числе в Одессе. Все работы Щуко отличаются простыми, лаконичными формами и органически связаны с новыми типами общественных зданий.
В Москве и других городах
С конца 1920-х гг. работает в Москве, где совместно с Гельфрейхом создает проекты: главного павильона ВСХВ (1939), нового здания Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (см. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА) (1928-40), Большого Каменного моста (1938, при участии М. А. Минкуса) и др. В 1932 совместно с В. Гельфрейхом и Б. Иофаном выигрывает конкурс на проект Дворца Советов (см. ДВОРЕЦ СОВЕТОВ) - крупнейший международный конкурс тех лет.
Много участвует в конкурсах: по его проекту строится железнодорожный вокзал в Киеве (1927-1930) и др. Совместно с Гельфрейхом строит Драматический театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону (1930-35), Дом правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932-39) и др.
График и театральный художник
Много занимался книжной графикой, писал акварели. Оформил более 20 театральных постановок (эскизы декораций и костюмы): «Старинный театр» в Петербурге (1907), «Борис Годунов» в московском Малом театре (1937) и др.